Рубрика «Рекомендации психолога»

Рубрику ведёт педагог-организатор  Центра детского творчества Андронова Елена Руфаиловна(психолог).

На этой странице: 

Беседы, статьи («Путь к своему ребёнку»)

ТЕМА №1.  «Если ребёнок врёт…»

ТЕМА  №2. «Признаки ранней алкоголизации и наркомании у детей»

ТЕМА  №3. «Рекомендации родителям о тревожности детей»

ТЕМА  №4. «Социализация личности учащегося во взаимодействии семьи и школы»

ТЕМА  №5. «Рекомендации юным пианистам»

ТЕМА №6. «Рекомендации родителям одаренных детей»

ТЕМА №7. «Как воспитывать детей: кнутом или пряником?»

ТЕМА №1.   «Если ребёнок врёт…»

Вероятно, каждый родитель рано или поздно задумывается, почему дети врут. Неприятно в первый раз обнаружить, что ребенок говорит тебе неправду. Кто-то из родителей может при этом почувствовать настоящую панику. Другие родители расстроятся из-за того, что сын или дочь больше им не доверяют. Что же делать родителям, если ребенок врет?

«Я тебя боюсь!»

Первую ложь можно услышать от ребенка в 3 года, а ближе к 6 годам он начинает врать и фантазировать довольно активно. Одна из наиболее частых причин детского вранья заключается в страхе наказания или родительского крика. Если ребенок усвоил, что за случайно испорченную игрушку на него обязательно будут ругаться, не разрешат гулять или играть на компьютере, поставят в угол, и для него невыносимо ожидание предстоящего наказания, он может сказать, что машинка «уехала сама», или что ее «отняли большие ребята». А игрушка, у которой отвалились колеса, между тем спрятана под кроватью.

Как отучить ребенка врать. Если ребенок врет, нет смысла провоцировать это поведение дальше. Лучше сказать ребенку: «Не бойся рассказать мне о том, что сделал что-то, что мне может не понравиться. Я постараюсь не очень сердиться, и буду рада, что ты говоришь правду». Выполните свое обещание, даже если то, что ребенок скрывал, вывело вас из себя. Если после признания последует крик, это только спровоцирует ребенка врать дальше.

Желанные фантазии

Ребенок врет неправдоподобно, что делать в этом случае? Дети могут придумывать себе новую жизнь: рассказывать своим друзьям, что у них есть старший брат-актер, или сестра, которая живет в Америке, или что они запросто могут выйти погулять ночью со своими друзьями, которые намного старше и умеют такое, чего никто не умеет… Такие истории часто рассказывают дети семи-восьми лет, для того, чтобы поразить одноклассников и повысить свой статус среди них, стать лидером компании. Стоит помнить, что статус хорошо повышают рассказы о своей взрослости, свободе от родителей. Поэтому рассказы о том, как «я один туда пошел», могут встречаться довольно часто.

Как отучить ребенка врать. Если фантазий о собственных умениях и замечательных друзьях слишком много, и на это обратили внимание учителя и другие родители, это говорит о том, что жизнь кажется ребенку скучной, а сам он – недостойным, глупым, слабым. И единственная возможность украсить его существование и получить внимание — придумать себе другую жизнь и стать популярным среди одноклассников. Расспросите ребенка про его вымышленных друзей и придуманные подвиги, но не показывайте отрицательную реакцию. Вместо крика задайте вопрос, как бы ему хотелось провести выходной день. Рассказ сына или дочки обдумайте чуть позже, и попытайтесь понять из этих фантазий, чего вашему ребенку так не хватает в жизни, какая неудовлетворенность толкает создавать в своем воображении придуманный мир. Найдете ответ, появится и решение проблемы.

Провокация лжи

Совсем избежать лжи вряд ли получится. Всем родителям случается при ребенке отключать телефон, чтобы избежать разговора с неприятным собеседником, или сообщать попросившей взаймы соседке, что денег нет. Порой взрослым приходится грустным голосом говорить начальнику в скайпе, что самочувствие на нуле, а потом весело собираться по магазинам. Если при таком поведении требовать от ребенка всегда говорить правду и только правду, получится так называемое «двойное послание», которое вызывает у ребенка внутреннее недоумение, а потом отучает доверять взрослым. Спровоцировать ложь может не только родительское вранье или агрессия, но и бездействие. Если вовсе не обращать внимания на то, что ребенок обманывает, думая, что он это «перерастет», то такое поведение может стать привычным.

Как отучить ребенка врать. Если ребенок постоянно врет, можно переспросить его: «Ты уверен, что все было именно так? Расскажи-ка еще раз». Другой прием заключается в том, что родитель дает понять, что он в курсе того, что произошло на самом деле. Вместо «Кто высыпал в раковину все тени и пудру?» спокойно произнести: «Я знаю, что ты брала мою косметику». В этом случае главные слова уже произнесены, и продолжать разговор можно на других тонах. Ребенок поймет, что правду слышать и говорить безопасно, и через некоторое время ему станет действительно легко и приятно это делать. (с сайта http://deti.mail.ru/child/esli-rebenok-vret/)

ТЕМА №2. «Признаки ранней алкоголизации и наркомании у детей»
  1. Ребенок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.
  2.  У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают, как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.
  3.  Ваш «семейный» дом постепенно превращается в «штаб-квартиру» — часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные «коды».
  4.  Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.
  5.  Его состояние немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.
  6.  У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.
  7.  Иногда Вы наблюдаете необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.
  8.  Для большей убедительности в начале первых проб с наркотиками можно использовать так называемые «стрип-тесты», которые продаются в аптеках и представляют собой полоски, типа лакмусовой бумаги. Их надо погрузить с исследуемую мочу, результат проявится через 5 минут в виде изменения окраски. Одни тесты рассчитаны на один вид наркотика, другие выявляют пять видов. Чувствительность метода достаточно высока: наркотик выявляется даже спустя три дня после прекращения его приема.
ТЕМА  №3. «Рекомендации родителям о тревожности детей»

Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают. Состояние тревоги включает в себя целый комплекс эмоций, одной из которых является страх.

Страхи могут быть присущи всем людям, но существуют и определенные возрастные страхи.

Основными причинами возникновения тревожного поведения являются:

  • неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребенка;
  • повышенная тревожность самих родителей;
  • непоследовательность родителей при воспитании ребенка;
  • предъявление ребенку противоречивых требований;
  • чрезмерная эмоциональность родителей;
  • стремление родителей сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей;
  • авторитарный стиль воспитания в семье;
  • гиперсоциальность родителей: стремление родителей все делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.

У родителей тревожных детей тоже часто бывает повышенный уровень тревожности. Иногда это состояние взрослого невольно передается детям. Например, как показывает практика, у тревожно-мнительных матерей, чрезмерно опасающихся за здоровье своего ребенка, дети в большей степени подвержены заболеваниям.

Мамы и папы должны помнить о негативном влиянии их собственного поведения и состояния (большое количество запретов, необоснованных замечаний, окриков, приказов) на повышение уровня тревожности их ребенка.

Тревожный ребенок особенно нуждается в безусловной любви родителей, в ласке и внимательном отношении.

ТЕМА №4. «Социализация личности учащегося во взаимодействии семьи и школы»

Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращение его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

—  Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.

— Окружающая среда также может воздействовать на личность ребёнка.

—  Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

—  Важным элементом формирования личности является культура.

Стереотипы поведения формируются через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (в семье, этносе).

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, в детском саду, школе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Одним из основных институтов социализации личности является семья, от согласованности их педагогической деятельности зависит качество подготовки молодых граждан нашего общества к будущей самостоятельной жизни.

По определению Н.Я. Соловьёва, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е.  отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Важными функциям семьи являются:

— воспитательная – удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьёй, обеспечивает социализацию подрастающего поколения

— хозяйственная – удовлетворение материальных потребностей семьи. Семья обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.

— эмоциональная – удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической помощи. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

— духовная – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

— социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи (дети, старики, инвалиды).социально-эротическая.

Под воздействием социально-экономической ситуации в стране произошли изменения в иерархии и содержании функций семьи: хозяйственная функция семьи вышла на первый план, опередив функцию воспитания.

Это в одинаковой мере относится ко всем семьям независимо от доходов. Дети уже перестают играть в жизни семьи главную роль. Для родителей улучшение материального положения становится самоцелью, даже во вред воспитанию детей.

Конечно, школьные педагоги не могут искоренить все причины, которые обуславливают уклонение родителей от воспитания детей. Но надо попробовать переубедить их в том, что они нужны своим детям, что дети хотят видеть в своих родителях, прежде всего старшего товарища, которые способны понять и поддержать в тяжелую минуту.

Роль педагогов заключается в том, чтобы показать негативные последствия отчуждения детей и родителей, убедить, что любые воспитательные действия обречены на неудачу, если родителей и детей не связывают общие хлопоты, если детей не слышат и не понимают, не уважают и не любят.

Главное направление работы с родителями — формирование у них новой этики взаимоотношений с детьми — этики партнерства и сотрудничества. Родительские запреты практически неконтролируемы в течение дня и успех воспитания зависит только от глубины контакта родителей и детей. Роль родителей сводится к формированию у детей способности к самоконтролю. Внутренней дисциплины, ответственности за свои эмоции и поступки.

Главное в работе с родителями — воспитывать у них потребность в педагогической информации, для этого необходимо сформировать у родителей наиболее полный образ своего ребенка.

Современные родители слабо информированы об особенностях их жизнедеятельности своих детей в школе, о требованиях, которые предъявляются к ребенку, как к ученику. Они хотели бы ознакомиться с учебными программами. Критериями оценки знаний учеников по всем предметам. Значит, на родительских собраниях, конференциях, семинарах и других занятиях предметом обсуждения должны стать проблемы организации учебно-воспитательного процесса.

ТЕМА  №5. «Рекомендации юным пианистам»

При  подготовке юного пианиста к выступлению, на наш взгляд, важно не столько «диагностировать» природу сценического волнения, сколько педагогу помочь молодому исполнителю совладать с волнением в решающий момент.

Перед выступлением:
1. За несколько дней до выступления помочь юному музыканту представить себе то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление
2. Играть перед воображаемой аудиторией. На заключительных этапах работы, когда вещь уже готова, она проигрывается целиком, от начала до конца, с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Вместо слушателей может быть выставлен ряд стульев, посажены куклы и игрушки. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше. Этот прием помогает проверить степень влияния сценического волнения на качество исполнения, заранее выявить слабые места, которые проявляются в ситуации, когда волнение усиливается. Повторные проигрывания произведения с применением этого приема уменьшают влияние волнения на исполнение.
3.Погружение в звуковую материю:
— пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмента;
— пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как бы впереди реального звучания;
— пропевание про себя (мысленно);
— пропевание вместе с мысленным проигрыванием.
4. Обыгрывание. В этом приеме  психологической  педагогической подготовки  музыкант-исполнитель постепенно приближается к ситуации публичного выступления, начиная от самостоятельных занятий и кончая игрой в кругу друзей. Обыгрывание произведения или программы надо делать как можно более часто и постараться достичь того, чтобы, говоря словами Станиславского, «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое – приятным».
5. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо ему известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и начинает играть как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называется имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа. Однако, в силу недостаточного сценического опыта, молодые исполнители не всегда могут использовать данный прием.

Еще один аспект проблемы. Профессор А.А.Писарев говорит: «Имеет значение, как исполнитель проводит время перед выступлением. Объектом внимания педагога и учащегося должен быть режим дня накануне выступления. По этому вопросу существуют различные мнения и точки зрения. «Я советую ученикам, в день концерта не очень много заниматься. Полезно поиграть программу в неторопливом движении, в спокойной манере, не пытаясь раньше времени стать артистом. Хорошо, если удается поспать перед концертом; это успокаивает нервную систему и избавляет голову от ненужных мыслей и забот».
Важен, наконец, и сам процесс общения педагога с юным музыкантом в преддверии выступления. «Нужно внушить ученику уверенность в своих силах, — подчеркивает Ю.С. Слесарев, — Это тоже входит в круг обязанностей педагога».

Сходным образом рассуждал и В.В.Кастельский: «Я говорю студентам перед выступлением: «У тебя хорошее настроение, у тебя хорошо выученная программа. Ты играешь с удовольствием и хочешь поделиться этим с публикой». Именно так и следует настраивать ученика.

В день выступления: В день выступления и особенно перед выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной компании, не растрачивать понапрасну энергию. Волнение в тот момент, конечно, большое, оно повышается от сознания ответственности. По словам К.С. Станиславского, различаются два вида волнения: «волнение в образе» и «волнение вне образа». Чтобы излишне не увлечься своим драгоценным «я» и чтобы волнение не перешло в панику, полезно несколько отрешиться от излишнего ощущения ответственности.
Совершенно противопоказаны мысли наподобие: «А что обо мне скажут, если я сыграю неудачно!?» Лучшее в таком случае слегка подтрунить над собой. Хотя чрезмерное волнение мешает, но и излишнее спокойствие — плохо. Наилучшие творческие достижения получаются тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену. Творческое волнение помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат.
Важный педагогический момент: если играет ученик, то педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации. У каждого ученика свой, индивидуальный психологический настрой и подобные советы перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность. Полезнее в данном случае помочь ему психологически настроиться на максимальную отдачу.
До выступления лучше избегать многочасовых занятий на инструменте. Еще один важный «предконцертный» момент: в последние минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать лихорадочных выхватываний коротких эпизодов программы и их поспешных проигрываний «для закрепления в памяти». Кроме лишней нервозности такая суетливость ничего не принесет. Что есть – то есть. Лучше внутренне собраться, представить себе темп, характер первого произведения, два-три раза глубоко вздохнуть, и смело выходить на сцену – побеждать.

Выступление: Слушатели пришли на концерт, они в ожидании предстоящего события. С появлением на сцене исполнителя на него устремляются все взоры, и сам выход пианиста может или настроить публику на нужный лад, или несколько расслабить. Следует еще раз проверить устойчивость стула, слегка переждать успокаивающийся шум в зале, одновременно с этим окончательно настраиваясь на исполнение. Известно, что сцена диктует свои определенные требования к артисту. В основном эти требования мы прекрасно знаем. Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со сцены, поклоны, поведение за инструментом – словом, то, что мы называем артистизмом.
Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта. Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность, поза. Вести себя необходимо естественно: собранно, но не скованно, свободно, но не развязно. Не разглядывать публику в зале!

 

ТЕМА № 6. Рекомендации родителям одарённых детей

  1.  В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчёркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети часто игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.
  2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребёнком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности.
  3. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».
  4. Поручите ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.) и ни в коем случае не выполняйте их за него.
  5. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе. Примерные графы: выполнение домашних обязанностей, учёба в школе, выполнение домашних заданий.
  6. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения (можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой).
  7. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребёнку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.
  8. Определите для ребёнка рамки поведения — что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесёт никакой пользы.
  9. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнения правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.
  10. Вызывающее поведение вашего ребёнка — это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам.
  11. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение.
  12. Дома следует создать для ребёнка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату. В ней должно быть минимальное количество предметов, которые могут отвлекать, рассеивать его внимание. Цвет обоев должен быть не ярким, успокаивающим, преимущество отдаётся голубому цвету. Очень хорошо организовать в его комнате спортивный уголок (с перекладиной для подтягивания, гантели для соответствующего возраста, эспандеры, коврик и др.)
  13. Если ребёнку трудно учиться, не требуйте от него высоких оценок по всем предметам. Достаточно иметь хорошие отметки по 2—3 основным.
  14. Создайте необходимые условия для работы. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и фотографий. Стол не должен располагаться у окна.
  15. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т. п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие.
  16. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной активности. Не позволяйте ему подолгу сидеть у телевизора.
  17. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым.
  18. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем, как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1.
  19. Помните! Ваше спокойствие — лучший пример для ребёнка.
  20. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе — длительные прогулки, бег, спортивные занятия. Развивайте гигиенические навыки, включая закаливание; Но не переутомляйте ребёнка.
  21. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию. Ему важно ощущать себя умелым и компетентным в какой-либо области. Каждому надо быть в чём-то «докой».

 

Задача родителей — найти те занятия, которые бы «удавались» ребёнку и повышали его уверенность в себе. Они будут «полигоном» для выработки стратегии успеха. «Скорая помощь» гиперактивному ребенку.

  • Отвлечь ребенка от его капризов
  • Предложить выбор (другую деятельность)
  • Задать неожиданный вопрос
  • Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить)
  • Не запрещать действие ребенка в категорической форме
  • Не приказывать, а просить (но не заискивать)
  • Всегда выслушивать ребенка
  • Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном)
  • Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья)
  • Не настаивать на том, чтобы ребенок во чтобы-то ни стало, принес извинения
  • Не читать нотаций (ребенок все равно не слышит)
  • В режиме дня такого ребенка следует предусмотреть утреннюю зарядку, игры на воздухе.

ТЕМА №7. «Как воспитывать детей: кнутом или пряником?»

 С незапамятных времен используют обе эти формы наказания.

Словарь Даля  гласит, что слово «наказать» — это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).

Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о  котором ребенок знал.

Прежде, чем сей  воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте  для профилактики, «на всякий случай».

 

В любом случае придерживайтесь следующих правил  наказания  детей:

 

  1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.
  2. При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
  3. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  4. Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).
  5. При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  6. При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.

 

Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:

 

  1. Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.
  2. Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.
  3. Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила — единственное безотказное средство решения конфликта.
  4. Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону к все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.
  5. Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.

 

Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:

  • когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;
  • когда ребенок ест;
  • перед сном и после сна;
  • во время игры или работы;
  • когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.

 

Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.

 Полезные статьи интернета:

 

Должен ли ребёнок быть отличником?

 

 

Версия для слабовидящих
Интернет-приемная
Архив сайта